пятница, 19 сентября 2008 г.

дорога Душанбе-Худжанд-Душанбе

Первоисточник
http://community.livejournal.com/ru_travel/9025057.html

Эта поездка в Солнечную Республику Таджикистан принесла мне много эмоций!
О самых сильных в этом посте!
Дорога Душанбе-Худжанд-Душанбе, через 2 перевала... А ещё, говорят, что в России беда - дороги...

12 ночи. Нам сказали, что ночью на стоянке будет тоже много машин. А на деле одна Волга и пару джипов. Волгу не хочу я, джипы не хотят нас. Потому что нас трое, а джип берёт шестерых.

Вся эта ночная волокита вышла из-за строительства дороги Душанбе-Худжанд. Таджики наняли китайцев, те перевезли свой заводик по производству асфальта, своих тюремщиков, чтобы впахивали и своих бригадиров, чтобы командовали. В итоге, из-за взрывных р абот, часть перевала закрыта с 8 утра до 8 вечера. Ехать реально только ночью.

Я сразу говорила, полетели на самолёте! 40 минут и мы на месте! Нет, мы решили сэкономить 40 баксов! Жадность фраера погубит! Итак, ночь, мы втроём стоим на стоянке такси и ждём манны небесной в виде не Волги и не джипа. Тут на всех порах заруливает Шумахер на Опеле, Кому в Худжанд?-Нам в Худжанд!-Погнали, а то не успеем!. Мы кидаем вещи и тут начинается самое страшное

Я никогда не ездила через перевалы. На Эльбрусе не страшно, в Швейцарии туннели, а на Кипре относительно детские горы. В первые 10 секунд стало понятно, что Шумахер очень много раз смотрел все части Такси. В колонки орал какой-то таджикский блатнячок, водила периодически курил, обрыв вдоль дороги становился всё круче и выше, а хороший асфальт тем временем близился к концу Это позже мы узнали, что девиз нашего Шумахера что-то вроде От судьбы не уйти! Упадёшь, значит так оно и было зад умано!. Но он несомненно играл с этой самой судьбой!

Мы взбирались на перевал Анзоб, высотой 3372 метра! С ноября по май он закрыт из-за снежных заносов. Там каждый год умирает огромное количество человек, а зимой вытаскивают из-под снежных завалов машины целыми сотнями!

Я даже не знаю, когда было страшнее ехать: пока был гладкий асфальт, или когда началось бездорожье. В первом случае на поворотах нас выносило почти в реку Варзоб, во втором, - я не понимала, как на такой скорости можно по таким камням ехать и ещё понимать в темноте, куда сворачивает дорога. Я просила помедленнее, я жмурилась, просто чтобы не видеть, как он ведёт! Ответ был всегда по-таджикски, суть которого заключалась в том, что если не поторопимся, китайцы закроют дорогу и нам светит зависнуть в горах на день.

Тогда в темноте я первый раз увидела Его Анзобский туннель
Совсем недавно, в 2006 году, добрые иранцы подарили своим б ратьям персам таджикам, этот самый длинный туннель в СНГ. Он помогал сократить дорогу Душанбе-Худжанд на 3 часа, миновав Анзобский перевал. Столько пафоса при открытии туннеля у въезда картина маслом: таджикский и иранский президенты на открытии такого сооружения! То ли иранцы нае**ли таджиков, то ли это национальная персидская черта: поспешишь, людей насмешишь, но в туннеле со стен, с потолка, постоянно течёт вода. Река что ли внутри горы В итоге, в туннель постоянно поступает вода

На улице чёрт ногу сломит, темень. Въезжаем в туннель. Водила говорит закрыть окна. Туман не туман, а дымка. Света практически нет. Не видно даже на метр вперёд. Начинаем слышать шум моторов. Приближаемся, шум превращается в гул, уши закладывает, свист вперемешку с гулом. Водила говорит, что некоторые даже в обморок падали от этого звука О, чудеса таджикской техники! Это огромные вентиляторы, которые, по-видимому, пытаются разогнать воду в концы туннеля. На деле ничего не выходит, жидкий цемент в очередной раз плюмкается на лобовое стекло нашего Опеля, но это быстро смывает очередная струя воды с потолка. Страшно, душно, нечем дышать так минут 20-30.

Выезжаем на поверхность. Начинает светать. Пейзаж скудненький: мы высоко, ничего вокруг не растёт. Одна пылища и грязища. Водила останавливается, чтобы прочитать намаз, мы переводим дух. Холодно. +4.



10 минут перерыва и мы опять мчимся по горному бездорожью. Через буквально 5 минут появляется сильный запах жженой резины. Проткнули колесо. И без колёс, кстати, мы в этом месте явно не первые...





Опять выходим из машины. Рассветает. Горы вдруг обретают очертания домов и мы оказываемся в центре какого-то кишлака.

Мы пересекли всего один перевал, а их два. Приезжаем в Айни. Это большой кишлак между двумя перевалами и мостом через речку Фандарью. Мост в критическом состоянии. Вместо асфальта листы железа, рядом китайцы строят новый. А по старому пускают по одной машине. Огромная вереница грузовиков скапливается около моста, чтобы переехать. Мы вовремя. Легковушки не пропускают. Это значит что мы теряем последнюю возможность успеть сегодня добраться до места. На свой страх и риск пристраиваемся за каким-то китайским боссом на джипе. Проезжаем мост. И дальше на всех порах вверх, к следующему перевалу!

Надо сказать китайцам наш такой невоспитанный жест не понравился, поэтому по дороге мы подвергали обстрелу камнями. А особо избирательные преграждали нам дорогу, подходили и гвоз диком спускали колёса. Вобщем я думала китайцы такие сюсю-пусю, а они с таким страшным видом матерятся по-китайски, что даже нашему водиле было ответить нечего!

С горем пополам миновали закрывающуюся часть дороги. Тут случайным образом узнаём, что наш водила перед тем, как взять нас, только-только вернулся из Ура-Тюбе, т.е. как минимум 7 часов до этого скакал на своём Опеле до перевала, а потом ещё с нами столько же захотел скакать. Вобщем водилу мы прямо на перевале уложили спать, а сами стали наслаждаться горным воздухом.



Впрочем, кроме красоты вид внушал некий ужис... пока ехали по перевалу, я вниз старалась не смотреть, а как остановились, глаз невольно пал на свалившиеся машины - они на фотке красным. Здесь и масштаб трагедии виден. И таких аварий в этих местах множество! Конечно, никто в живых после такого не остаётся...

Дальше дорога приняла относительно прямой вид, а по сторонам стали появляться придорожные кафе.





В одном из них мы покушали кишлачный Шурбо (Шурпа по-нашему) за копейки. Сзади оставались почти 300км перевалов, а впереди ждали Худжанд и Кайраккум

Обратный путь...

Весь отдых в Кайраккуме я уговаривала ребят лететь самолётом. Прилетела подруга из Душанбе, стали смотреть обратные билеты, а их попросту не оказалось. Итог: снова Опель, снова перевалы.

Попутками добрались до Ура-Тюбе, чтобы сэкономить. Водилу на этот раз выбирала я. Сообщив, что не отдам ни сомона, если б удет ехать быстрее, чем я говорю, мы закинули вещи в очередной Опель. Опели вообще гастерские машины, как говорят сами таджики=)

Кстати китайцы предусмотрительно учат все возможные языки, бережно предупреждая водителей о дорожных работах=) Первый перевал дался легко. Водитель был спокойным и уравновешенным. За день до этого в горах выпал первый снег. Было красиво и свежо.



На спуске с первого перевала увидели упавший бензиновоз. Водитель остался жив, высота была небольшой.




Впереди мост в Айни через Фандарью.



Начинает темнеть. Остановились перекусить. Дети втюхивают нам урюк. Мы отказываемся, потом желеем=)

В горах все говорят о случае двухнедельной давности. Тогда в перевале Анзоб упало 5 машин. Одна газель, 2 деу тико, ещё 2 каких- то Погибло 29 человек, никто не выжил. Из 5 машин нашли всего 2. Из 29 человек 12. Фандарья скрыла под своими водами обломки машин и людей. Поэтому она и называется Фандарья фан(обман), дарья(река). В день нашей поездкой под Айни нашли половину женщины. Её разрезало при падении. Вот половину и нашли. Спустя 2 недели!!!

Ста новится совсем темно. Двигаемся в путь. Навстречу колонна машин, значит китайцы открыли дорогу. Впереди снова Анзобский тоннель. Останавливаемся чтобы подышать свежим воздухом, как потом оказалось, совсем не зря

Ничего не предвещало беды, пока мы не въехали в туннель и водила не встретил своего друга на таком же Опеле, застрявшем в самом начале. Берём их на буксир, на первой же кочке трос рвётся. Конечно! Нас 5, в том Опеле вагон вещей и тоже 5 человек. Наш водила выбегает в этот жидкий цемент, преграждает дорогу какому-то джипу, привязывает к нему порванный трос и возвращается к нам. Миновали - подумали мы. А зря



Через километр снова встречаем брошенного джипом друга. Опять берём его на буксир и не можем завестись! Дышать нечем, теперь уже нам нужна помощь!!! Через минут 15 нам удаётся завестись, выезжаем, выбегаем на воздух Кислорооод!

Дальше мы спали... Потом был пост милиции, на котором у нас пытались найти наркотики и сладкий сон дома...

Комментариев нет: